Контрабанда на Донбассе - практически градообразующая отрасль в некоторых населённых пунктах. На контрабандистов работают от мала до велика. Самая тяжёлая ситуация сложилась в угольной сфере, и в этих схемах погрязли целые села и местные администрации.
Дело всё в том, что практически все украинские ТЭС, заводы и фабрики "заточены" под уголь с Донбасса. Брать все восемь лет его надо было откуда-то. Прямо покупать у "сепаратистов" стало быть непристойно, поэтому брали у "агрессора". Тот же, в свою очередь, брал уголь прямо с Донбасса и через фирмы однодневки превращал его в "российский".
Как кричал герой фильма «Красная жара»: какие ваши доказательства? А вот и доказательства: железнодорожная станция «Красная могила» на границе ЛНР и России. На седьмой колее, где не должны ходить составы, они все-таки идут. Поймать их сложно и позже объясню почему. Но рельсы, по которым всё время идут составы, и рельсы, которые стоят годами и ржавеют, сильно отличаются друг от друга. Да и по снимкам со спутников можно увидеть идущие через ПТУ составы с углем.
И это лишь один пример, а на деле таких станций примерно десяток, и каждый день тонны угля уходят на Украину из Донбасса через Россию.
Почему сложно выявить такие схемы. Для начала нужно понять, кто такие контрабандисты. Лично мне удалось вживую увидеть только одного. Таких, как они, называют «нулями», так как большую часть жизни проводят на «нуле», то есть, в буферной зоне между странами. Это люди, у которых нет как такового гражданства какой-либо страны, равно как и постоянного места проживания. Как раз того контрабандиста, которого увидел я, можно отнести к таким "нулевым". На место "происшествия" он (что нетипично для других видов преступлений) прибыл самостоятельно и в гордом одиночестве. Отстаивая своё хозяйство, он стал выяснять, откуда прибыла проверка - Россия, Украина или «местные». То есть, он даже не осознавал, кто именно к нему мог приехать, но при этом обладал всеми ресурсами, чтобы договориться с любой из сторон. Более того, у данного персонажа всё получилось, и проверяющий орган после ряда звонков спешно покинул свои позиции.
Кстати говоря, как именно он узнал о приближающейся «беде»? Всё просто! Тут следует вернуться к вопросу о том, что в принципе поймать контрабанду сложно. Дело в том, что на таких людей работают целыми сёлами. К примеру, неприметная бабушка у обочине, торгующая семечками, на самом деле может оказаться сексотом, который, видя машину с незнакомыми номерами, быстро докладывает старшему. На такую работу идут охотно, так как ответственность нулевая, а платят контрабандисты очень щедро - гораздо больше, чем может себе позволить тот же пенсионный фонд.
Честно говоря, за всю историю независимого Донбасса я не помню ни одного задержания крупной партии контрабанды. Да, мелких контрабандистов отлавливают часто, о чем гордо оповещают в местных СМИ, а вот «жирных» рыбок - не помню ни одного случая.
Но не только углем богата Донбасская контрабанда. Те же сигареты, бензин и прочее. И тут, к слову, вносит свою лепту и Россия. Но это тема для другой истории.